— Над чем ты сейчас работаешь?

— Я пришла к тебе с воркшопа, который организовывал Британский совет. Меня пригласила куратор Наташа Туровникова. Следующий год — год культурного обмена между Британией и Россией, чему собственно и посвящен воркшоп. Приглашены 4 куратора, которые контролировали и помогали в съемке фешн видео. Они снимали видео для леди Гаги и др. популярных проектов. Меня пригласили за месяц до начала, т.к. нужно было найти себе команду: режиссера, оператора, моделей и снять фешн ролик со своими работами. Очень сложно было готовиться: всего 3 недели на то, чтобы создать коллекцию с нуля. А еще в тот период я собиралась в отпуск. Для воркшопа я создала небольшую предновогоднюю коллекцию. На самом деле моя история успеха, наверное, необычная. Думаю, я в полной мере недооцениваю это. Наверное, потому, что это происходит со мной, здесь и сейчас, каждый день. Я социопат и глубокий интроверт.

— А так и не скажешь!

Поверьте, (смеется) Это, наверное, после пяти дней воркшопа я так разговорилась.

— А сколько было участников воркшопа?

— Изначально было приглашено 12 команд, но произошла замена и 1 участник выбыл. Команды с разным уровнем подготовки и количеством опыта. Например, я, у которой практически ничего нет: ни команды, ни финансовой базы. Где-то недоела – значит, что-то сшила и сделала. Были команды, которые уже более 10 лет занимаются модой, например, Дима Логинов, Олег Овсиев.

— Каким получилось ваше видео, и где его можно посмотреть?

— Оно будет доступно с 10 января, примерно. А в марте-феврале видео, снятые командами, будут показаны на Британской неделе моды. Получился, скорее, артхаус. В стиле Хичкока…” Психо”. Надеюсь, интересно! Мы очень отличались от всех. У нас в команде был профессиональный режиссер, она учится во ВГИКе. Поэтому это не просто ролик, а короткометражка. 

— Я представляю себе черно-белое видео, с интригующей музыкой и скрипом дверей.

— (смеется) Без скрипа дверей, конечно. Видео основано на течении конструктивизма в 20-30 годы России. Эта тема видео — продолжение коллекции. Есть старое время, и есть новое время — все меняется. Видео получилось политическим.  Модели с повязками на глазах маршируют по улицам. Вокруг них архитектура в стиле конструктивизма. Появляется образ мужчины, он как бы верховодит ими, управляет и ведет их. Далее вторая часть — новое время, появляется новый мужчина. Спадают маски с глаз (героини ролика понимают, что они все разные, несмотря на то, что заключены в общую целостность и цвет). Их движения становятся несинхронными. Мы очень сдружились со всем кураторами, ребятами. Я благодарна за все комментарии и замечания. Всегда нужно отходить на шаг назад и смотреть, что получается, как на картину. Очень приятно, когда есть отдача. Многие хотели купить мои вещи. Теперь я с большей уверенностью пойду снимать лукбук.

— А сколько вещей в твоей коллекции?

— 9 луков. На самом деле это немного. От 20 луков — капсульная коллекция. Считается, что в таком объеме еще нельзя продавать. А вот 30 — полноценная коллекция. Байеры должны делать закупки за полгода до того, как вещи повесят в магазин. Сейчас уже нужно показывать лето, а в мае зиму. Сложно понимать, что ты должен жить “на год вперед”. Я считаю, что мода должна быть космополитичной.

— А когда ты поняла, что хочешь быть модельером? Расскажи про свое обучение.

— Когда я заканчивала школу в 17 лет, я не знала куда пойти. Это такая большая ответственность, принять решение, от которого будет зависеть вся твоя дальнейшая жизнь. Одно решение, куда дальше двигаться. В школе я очень хорошо училась, была домашним ребенком. В мыслях было 3 направления, 2 из них — психология и бухгалтерский учет (у меня аналитический склад ума, иногда мне кажется, что я не очень творческий человек). Не считаю себя “боженькой в макушку поцелованной”, как некоторые. Но видишь, делаю, получается, есть отклик. После этого я снова делаю. Третье направление — дизайн среды, ландшафтный дизайн. Мама отправила меня в «Колледж легкой промышленности» на Цветном бульваре. На модельера я не прошла, так как рисунок был слаб. Пришла я туда со своим аттестатом и результатами вступительных экзаменов на психолога. На меня посмотрели круглыми глазами и спросили: “Девочка, что ты тут забыла с такими оценками?”. Взяли сразу же на 2 курс, без экзаменов, правда, на технолога. Я не пожалела об этом выборе.  Железная советская закалка педагогов держала нас в напряжении. “Будь добра, приходи к восьми утра и работай до семи. Будь готова, проснуться ночью и назвать все детали швейной машинки, а также разобрать ее и собрать”. Узнала все о техническом процессе шитья. Закончила колледж с красным дипломом.

Потом был МХПИ, который мне очень много дал. Я так же поступила на 2 курс. Посещала подготовительные курсы, чтобы подтянуть рисунок и живопись. Педагоги у нас в МХПИ отличные! Особенную благодарность хочу выразить преподавателям по технологии, спецрисунку и конструированию. Все гениальные вещи делаются на творческих условиях, дружбе и взаимопонимании. Именно этим посылом я руководствовалась, когда добивалась всего того, что есть у меня сейчас. Понятие “студенческая коллекция” — это было самое страшное, что можно было услышать о своих работах. Очень приятно, когда педагоги, на которых ты хочешь равняться, подходят и говорят, что ты молодец. Такая мощная отдача! Ключевым моментом было знакомство с Сашей Роговым в 2011 году. Он приезжал к нам в институт отбирать коллекции для Недели моды в Москве. Позже, мы встретились как раз здесь, в Атриуме, и он предложил поехать на Селигер, где был куратором. «Селигер… палатки. Скажи “нет” душу” …скажи нет вообще всему» (смеется). Это был тот год, когда случился ураган. Форум проводится как раз в те два месяца лета, когда погода хорошая. Но на второй день нашего заезда начался дождь, а к вечеру объявили штормовое предупреждение. Буквально за минуты поднялся жуткий ветер, пошел дождь и град. Я спряталась в палатке. Когда я поняла, что палатка улетает, как домик Элли, я села в предбаннике и просто держала ее, спасая. Сейчас я вспоминаю все с улыбкой. Еще я схватила общественный сахар, спасая одной рукой его, документы, телефон и др. вещи (смеется), а другой держала палатку. Позже я почувствовала, что на спину мне упало дерево, небольшое.  В итоге меня вызволили. И все закончилось благополучно. То, что было дальше, напомнило мне сериал “Черное зеркало”. Были люди, которые вместо того, чтобы помогать, начали снимать происходящее на телефон. Саша проявил мужественность и героизм, спасая наших МХПИшных девчонок. Через пару дней, когда приехали в Москву и встречались с Сашей Роговым и его помощником Русланом Леоновым для того, чтобы забрать грамоты (выиграли на Селигере), зашли в кафе. Вроде лето, солнце, все уже отмылись и все хорошо. Но когда работники кафе начали убирать столы и стулья, Руслан выпалил: “Что, что такое?! Штормовое предупреждение?!”. Еще несколько месяцев люди писали в статусах: “Встаешь ночью и начинаешь прятать всё в целлофановые пакеты” (смеется).

— Назови главною черту твоего характера

— Перфекционизм.

— Могла бы ты описать свое состояние счастья?

— Счастье — это то, что внутри тебя. Его не могут дать никакие обстоятельства, люди, события.  Это — то состояние, в котором ты сам находишься, которое создаешь.

— Что для тебя самое большое несчастье?

— Для меня — это когда твои планы не осуществляются из-за ряда причин, от тебя не зависящих. Например, человеческий фактор. Иногда нужно организовать людей, а это не получается. Просто потому, что все разные. Как дети в детском саду, ты хватаешь трех, а десять от тебя убежали.

— В какой стране ты хотела бы жить?

— Меня вполне устраивает Россия. Я ее очень люблю, именно она является моим вдохновением каждый день. Но мне бы хотелось жить в более комфортных климатических условиях. Как бы это не звучало банально, я очень люблю Францию.

— Ты, кстати, похожа на француженку.

— Все говорят, что я очень похожа на француженку. Еще у меня очень французская квартира (улыбается и показывает брелок на ключах в виде Эйфелевой башни, который подарил молодой человек).

— Какой способностью ты хотела бы обладать?

-Талантом. Проницательностью в отношении людей.

— Какие любимые писатели, художники?

— Очень люблю русских писателей, выделю Толстого. Читая, ощущаешь душевный подъем. Из зарубежной литературы нравится Ремарк. Художники вдохновляют разные, в каждом направлении, промежутке времени мне кто-то нравится.

— Источники вдохновения.

— Москва — абсолютный источник!

— Какие на твой взгляд новые тенденции ждут нас в новом сезоне?

— Думаю, тенденции движутся в сторону искусства. Оно соприкасается с модой, и я над этим тоже работаю. Это неразрывные вещи. Современное искусство, классическое, их цитаты постоянно используются в коллекциях. Еще два течения: максимализм (что-то нестандартное, с большим количеством декоративных элементов, деталей) и минимализм (архитектурный, как у меня или локальный).

— Какой у тебя любимый цвет?

— Варварский вопрос для художника, все, конечно (смеется). От сезона зависит. Мне кажется, у меня есть чутье. Например, я хочу сделать все синее, синее. Не понимаю почему, но синее. А позже вижу, что последние коллекции все в синих тонах. Мой абсолют — это черный и белый.

— Как продвигалась работа после защиты диплома?

— Мы отсняли лукбук, но я была им недовольна. Позже его пересняли с другим фотографом, но с той же моделью. И я сразу же начала его рассылать по собранным контактам. Буквально в течение 2-3 дней мне начали приходить ответы. От Look At Me, от Наташи Туровниковой, которая опубликовала у себя на фейсбуке мой лукбук. В течении нескольких часов после публикации я не успевала отвечать на входящие сообщения, звонки и письма. В тот момент Даша Веледеева (главный редактор HARPERS BAZAR) позвонила. Параллельно я давала несколько интервью. Представляешь, ты неизвестная никому девочка, которая показала свою коллекцию, а тебе звонит редактор и просит об интервью, чтобы включить в журнал, который будет печататься через 2 дня. Я в первый месяц – два, после защиты практически не спала, продолжала работать в состоянии нон стоп. В конце июля у меня был день рождения, и я поймала себя на мысли, что сижу у себя дома на кухне и пью чай с журналистом из британского COLOWER JOURNAL, даю интервью. Точно так же болтаю обо всем и ни о чем, как сейчас с тобой. Она меня спрашивает: “Как долго ты занимаешься модой?”. А я ей отвечаю: “В мае показала диплом”. Она сидит в шоке, и я, только осознавшая, что прошло 2 месяца… Мне казалось, что уже полгода прошло. Вот такой быстрый старт, хоть я и готовилась морально, все равно оказалась неготовой. Я не успеваю везде. Хочется делать все больше и больше.

— Напутствие нашим студентам!

— Быть максимально смелыми. Не бояться писать людям. Вот вы видите крутого человека, не стесняйтесь, пишите ему! Я занималась разработкой логотипа, мне хотелось сделать какой-то красивый, свой. Я подписалась в инстаграме на мужчину, который занимается шрифтами. Я за ним следила, попросила его контакт, написала. Рассказала ему, что хочу. Мы встретились в кафе; у него на тот момент уже были разработки, мы их обсуждали. Изначально я говорила, что не смогу много заплатить, и что я вообще не знаю, сколько это стоит. Он спрашивает: “А сколько вы можете заплатить?”. Я отвечаю: “Знаете, вот у меня сейчас есть 7 тыс. рублей, вот столько могу”. Он: “Ну, ок”. Встречаемся в следующий раз, разговорились о том, кто чем занимается. И он спрашивает: “А вы знаете меня? Чем я вообще занимаюсь?”. И я понимаю, что нет, слежу только за работами в инстаграм. Он говорит: “Я глава агентства WATER HEAD”. Юрий Гордон и Валерий создают все логотипы, которые мы видим каждый день (связной и т.д.), принимали участие в разработке российского рубля. Логотип стоит у них приблизительно 200 тыс., и я такая: “У меня есть 7 тысяч”. Мне просто повезло, что он обратил на меня внимание, ответил.  Нужно быть смелее! Не бояться стучаться в любые двери, стараться прыгнуть выше своей головы. Стараться сделать лучше, чем ты, можешь себе представить. Никогда не обманывайте себя и окружающих. Всегда оставайтесь людьми.

Сейчас очень много тех, кто мне помогает. Мне звонят и говорят: “Давай снимем тебя для журнала!”. Я не отказываюсь, даже если мне не очень нравится. Участвуйте в бесплатных проектах. Будьте добрее. Меня часто зовут на тусовки или сняться в журнале. Я художник, и считаю, что нужно показывать свои работы, а не себя. Иконы стиля, русские девушки – Елена Перминова, Ярослава Дума, Оксана Он. Я думала, как же было бы чудесно, если они согласятся надеть мои вещи. Оказалось, что практически все из перечисленных имен носили мои вещи. Не опускайте руки, не останавливайтесь.

— Молодой человек вам помогает?

— Он моя трезвая сторона, мозговой центр. Очень помогает мне, поддерживает. Я пускаюсь во все авантюры с головой, а он всегда меня отрезвляет, снимает розовые очки. Никогда ничего за меня не сделает, скорее, устроит двухчасовую лекцию о том, как сделать это самой. Помогает финансово, вложился процентов на 50 в мою дипломную работу. По профессии он инженер, представляет в России медицинское оборудование.