— ВЫСТАВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МХПИ

Преподаватель кафедры Художественных дисциплин Чингис Идрисович Ногайбаев на прошлой неделе открыл необычную выставку, расположившуюся прямо в метро на станции «Воробьевы горы».

«Встречи в метро», именно так называется выставка, включает в себя 150 графических работ, где запечатлены находящиеся в пути пассажиры метро, а также исторические личности и литературные персонажи.
Миниатюрные зарисовки поместили в специальные стеклянные колбы, образующие небольшую картинную галерею. Таким образом, любой желающий может посетить выставку, а, если повезет, даже найти в одном из скетчей себя.
Знакомые лица точно бросятся вам в глаза. Помимо случайных прохожих, Чингис Идрисович изобразил в антураже московского метро и Григория Распутина, и Ван Гога, и Сальвадора Дали, а еще Леонардо да Винчи, Оноре де Бальзака и Дон Кихота.
Чингис Идрисович подробнее рассказал нам об этой замечательной выставке.

«Вдохновением к созданию серии работ стали для меня две станции: Алма-Атинская станция метро в Москве, и станция Московская в Алматы. Когда открылась Алма-Атинская, я сделал пару литографий: первая называлась «Осторожно, двери закрываются» — на ней изображено заполненное сидение вагона метро. А а вторая — «Поезд дальше не идет, просьба выйти из вагона» — на ней лишь бабушка и девушка в опустевшем поезде. Первая литография символизирует начало, а вторая — конец пути.

Именно между этими двумя литографиями, а вернее между этими двумя точками пути, «находятся» все остальные работы. Все эти женщины, мужчины, влюбленные, пожилые люди, студенты, гости столицы.

Позже я начал искать посыл, месендж для проекта. Одной из таких специальных тем стала станция «Римская». Я поместил туда Леонардо да Винчи и Микеланджело. Двое этих конкурирующих гиганта мировой живописи обращаются к незримому собеседнику — к художнику, сидящему напротив, мол, не перепутал ли ты станцию? Уточняют, не забрел ли сюда несуразный, неподходящий к этой величественной станции, путник по ошибке. Возможно, ему стоило перейти на «Площадь Ильича».

Я очень не хотел повторятся, в конце концов, метро – тема весьма популярная. Поэтому я «набрасывал» непосредственно своих попутчиков. Очень важно, что все наброски я делал тайно. Надевал кепку, так что бы глаз видно не было. Когда человек замечает, что его рисуют, он сразу начинает позировать. Постановочных портретов я избегал.
Сейчас все едут, уткнувшись в гаджеты, книги. Некоторые просто спят… Но те, кто замечают, чаще всего улыбаются! Сейчас люди вообще стали как-то веселее, счастливее. Бывали конечно случаи, ругались, возмущались: «По какому праву рисуете?»… Приходилось доставать удостоверение и доказывать, что я дипломированный художник, и это все ради искусства. Но чаще все-таки радовались. Некоторым я дарил наброски, а кто-то просил сфотографировать — те, что получались особенно удачно, отдавать было жалко.

Был один сюжет: ехал рано утром в метро, засыпал. Напротив сидела семья с детьми. И как-то они мне запали в душу, что когда я все-таки глядя на них уснул, привиделись они мне царской семьей. Я, конечно, зарисовал их в этих образах, но эта тема оказалась под запретом, и мне пришлось от этих набросков отказаться.

Для реализации своей задумки о выставке этой серии работ я обратился к казахской диаспоре, сообщил о том, что есть такие наброски. Но этот путь не дал особых результатов. Немного позднее я обратился в посольство Казахстана, они быстро отреагировали. Идея пришлась им по вкусу, и было решено предложить ее метрополитену. Они были в восторге от идеи и самих работ, поэтому были согласны работать на любых условиях. Мы подготовили два проекта: первый заключался в идеи напечатать наброски прямо в вагонах поезда, а второй — разместить наброски в стеклянных колбах на станции «Воробьевы Горы».
Я часто проезжаю эту станцию, замечал там несколько этих колб. Но когда я специально вышел, чтобы оценить пространство этой станции, понял, что там их целых 10 штук! Я пришел в восторг, и было решено делать выставку именно здесь.

Небольшое напутствие студентам МХПИ… Когда я только приехал в Москву поступать в Суриковское училище, на Таганке все время стояли люди с этюдниками. Я даже удивлялся! Москва была «рисующая»… Сейчас все художники как-то по конкретным точкам собираются. Стесняются что ли… Рисуйте больше, рисуйте везде! Ведь столько возможностей рядом. Ловите моменты, лица! Ведь это все так интересно».

Related Posts

Leave a Reply