форма свободы или форма ответственности? 

22 июля 2013 года состоялась  дискуссия Факультета дизайна Высшей школы экономики на тему “Дресс-код: форма свободы или форма ответственности?” в летнем кинотеатре “Пионер” в Парке Горького.  

От МХПИ в качестве лекторов выступили руководитель проекта Юнкера МХПИ  Князев Александр и юнкер Бахарева Светлана. Мероприятие началось со вступительных слов модератора — искусствоведа Егора Ларичева. Юнкера представили идею своей формы и рассказали о жизни студенческого братства, и о том как форма влияет на нее.Егор Ларичев подчеркнул необычность формы и дизайнерские решения. (ему очень понравились наши жилетки) Создание формы направлено не только на прошлое, но и на современные дизайнерские решения. 

На встрече также выступил знаменитый гость Алексей Вайц (“Ночные Волки”, Культурно-просветительский русский фонд) рассказав нам о том, что означает байкерская форма, нашивки на их кожаных жилетах, и о том как  их одежда влияет на самих байкеров. Лекция прошла с огромным успехом и помогла установить творческие и деловые контакты среди наших организаций. 

Текст Светлана Бахарева.

22 июля в Парке Горького прошла очередная публичная лекция ВШЭ, организованная факультетом дизайна. Поговорить о дресс-коде и его месте в жизни с лекторами Вышки Егором Ларичевым и Павлом Родькиным пришли необычные гости: член байкерского сообщества «Ночные волки» Александр Вайц и представители юнкерского движения Московского художественно-промышленного института.

Дресс-код — принятая манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе; впрочем, пока это слово не зафиксировано в русских словарях, отмечает портал Грамота.ру. Открывая дискуссию, искусствовед, критик и эксперт Проектно-учебной лаборатории дизайна ВШЭ Егор Ларичев, выступивший модератором встречи, рассказал, что форма одежды как средство коммуникации и идентификации существует с давних времен. Например, воинов различных армий всегда можно было отличить по внешнему виду. В современном обществе отношение к форме не слишком щепетильное, но она остается важным средством идентификации, в том числе открывая путь в разные сообщества, позволяя «изнутри» приобщиться к субкультурам.

О том, насколько представление о дресс-коде как о неотъемлемой части жизни утвердилось в нашем сознании, говорил старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций ВШЭ Павел Родькин. Если раньше соблюдение дресс-кода в некоторых ситуациях контролировало государство, то сейчас эту функцию частично взяла на себя и корпоративная культура. Наличие дресс-кода отсылает к понятию власти и объединения людей по тем или иным признакам.

«Ночной волк» Александр Вайц поведал о многих сторонах жизни мотосообщества, неизвестных широкой публике. Представители мотодвижения делятся на несколько страт: фрибайкеры — независимые мотоциклисты, байкеры — члены любительских объединений и члены мотоклубов. У последних существует строгая иерархия, она отражается в их внешнем виде. Каждая нашивка на жилетке у них соответствует званию. Всего званий четыре: стремящийся, послушник, кандидат, брат. Также во внешнем виде байкеров отражено то, что является главной объединяющей силой сообщества: культ смерти. Черепа и «темная» символика — это напоминание о том, что никто не вечен. Эта философия во многом объясняет сплоченность байкерской среды, где брат всегда в ответе за брата и не иссякает стремление творить добрые дела: байкеры ездят в детские дома и воинские части, для помощи единомышленникам создана система социального взаимодействия motocitizen.ru, стать частью которой может любой владелец двухколесного «железного коня». 

Члены молодого движения «Юнкера Московского художественно-промышленного института (МХПИ)» объединены другой идеей. Ребята учатся в художественном вузе, и одна из их главных ценностей — творческая смелость и свобода. Для большего сплочения творческой команды и было создано сообщество. Форму — строгие элегантные черные костюмы и яркие красные головные уборы — студенты разработали сами. За ее основу была взята форма юнкеров армии генерала Корнилова. В представлении членов движения, образ юнкера — это символ приверженности высоким идеалам и соблюдения традиций. К тому же внешний вид юнкера МХПИ объединяет в себе бережное отношение к истории и современные тенденции в творчестве. Череп как один из атрибутов юнкерской символики не отсылает к культу смерти: в сочетании с двумя скрещенными кистями он означает творческое бесстрашие. Парадную форму юнкера надевают на торжественные мероприятия, а их посвящения проходят в исторических местах: в Юсуповском дворце, у памятника юнкерам на Соколе.

Виктория Носик, студентка второго курса факультета медиакоммуникаций, стажер новостной службы портала ВШЭ


Павель Родкин – преподователь отделения интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ


Алексей Вайц “Ночные Волки”


Светлана Бахарева

Александр Князев

Related Posts

Leave a Reply