Второй семестр 2019/2020 учебного года выдался очень сложным. Пандемия COVID-19 изменила привычный уклад жизни, в том числе и в образовательной сфере. Нам всем пришлось радикально изменить устоявшиеся методы ведения образовательного процесса, быстро приспособливаться к новым условиям. Стараясь при этом как можно в большей степени в условиях объявленных ограничений сохранить всё то лучшее, что есть у МХПИ: творческий настрой, индивидуальный подход, единство фундаментальных теоретических знаний и актуальной практики. Мы освоили новые технологии и посмотрели на многие процессы иначе. Сейчас очевидно, настало время перемен, и мы вместе должны определить какими они должны быть, и как их реализовывать.

Считаем, что к решению этой задачи надо подходить в духе основной концепции дизайна: найти оптимальное сочетание целесообразности форм учебных занятий и их эмоциональной выразительности, связать воедино теорию и практику, процесс учения и самообучения. Учиться, как указано в словаре В.И. Даля, значит усваивать какие-либо умения, навыки, находиться под руководством кого-либо. Самообучаться — делать тоже самое, но самостоятельно, без понуканий и поддержки. В новой инновационной образовательной концепции МХПИ мы предполагаем создать условия, где эти процессы будут в гармонии.

Мы должны повторить в отношении дизайнерского образования то, что сделал Дж. Рёскин для дизайна — устранить диссонанс между творческим замыслом и ожидаемыми потребностями общества. Это означает одно, МХПИ не может слепо копировать ни одну из предлагаемых или существующих схем образования: ни только классические лекции и семинары, напоминающие иногда о средневековье, когда хор студентов вызубривал книги наизусть, повторяя за лектором, ни только открытые онлайн курсы, предлагающие одну точку зрения как единственно верную, или обучение через исключительно через ЭИОС, ни новый вариант смешанного обучения, когда всю теорию студент учит сам, а в аудитории только обсуждает то, что узнал и путём проб и ошибок разделяет зёрна знаний от плевел искажённой информации.

Руководство МХПИ предлагает всем — студентам, сотрудникам, преподавателям, партнёрам присоединиться к обсуждению конкретных шагов по разработке и созданию новой образовательной концепции и провозглашает следующие ключевые её принципы.

1. Дизайнер — это не узкоспециализированный ремесленник, а современный образованный человек с широким спектром знаний. МХПИ будет открывать возможность получения знаний и компетенций по ключевым вопросам.

2. Основная задача аудиторных занятий — дать базовые основы работы с информацией, навыки её поиска, оценки достоверности, выработать навыки самостоятельного анализа. Чтобы в конечном итоге научиться собственной головой получать выводы экспертного уровня, а не слепо доверяться мнению какого-нибудь гуру.

3. Думать, что знаешь и знать — разные вещи. Но оценить это можно только в публичном общении. Предлагается расширить круг занятий, где студенты и преподаватели смогут обменяться своими мнениями, интервьюировать друг друга и преподавателя, критически рассмотривать тот или иной вопрос. Опыт показал, что данный вид получения знаний эффективен не только в виде аудиторных занятий, но и в форме онлайн занятий. Студенты сами могут организовывать видеоконференции по непонятным темам, даже без участия преподавателя. В результате у нас будет своя постоянно верифицируемая база знаний.

3. Наш девиз: учебный процесс без формализма. Каждый студент индивидуален, поэтому приортет от групповых и поточных занятий будет смещен в сторону индивидуальных консультаций. Возможна организация творческого коворкинга с подключением онлайн тьюторинга со стороны преподавателей и партнёров МХПИ. Цифровизация должна быть эстетичной.

4. Образовательное пространство МХПИ должно стать мобильным и расширяющимся. В него помимо аудиторного фонда должны войти места прохождения практики и работы студетов, мастерские наших преподавателей, дизайн-студии партнёров. Для студентов это и возможность наблюдать реальную работу, и поучаствовать в настоящих проектах, и получить предложение о трудоустройстве ещё до окончания учёбы.

5. Развитие возможно, только когда совершенствуются все участники образовательного процесса. На административном уровне обеспечивается развитие образовательной среды с учетом современных тенденций использования технических средств и сетевых технологий. Акцент в работе преподавателя смещается от многократного преподнесения теоретических знаний в сторону закрепления их на практике в виде групповых и индивидуальных занятий, в том числе в дистанционной форме. Студенты осваивают теретическую часть самостоятельно, получая возможность при общении с преподавателем больше уделить времени практическим навыкам, в том числе и в индувидуальном порядке.

6. Реальная и цифровая обучающая среды МХПИ вместе и по отдельности должны по максимуму быть самодостаточными, независимыми от обстоятельств, чужого контента и, в экстремальных ситуациях, взять на себя всю полноту ответственности за качество образования и воспитания.

Для реализации задуманного нам предстоит реструктурировать учебные планы, создать новую информационную систему — базу знаний МХПИ, изменить мотивационную среду для студентов, преподавателей и сотрудников, заключить новые договоры с творческими союзами и дизайнерскими организациями. Залог успеха перемен в их проработанности. Мы, люди связанные с дизайном, хорошо понимаем, что самая интересная идея может остаться только творческим прожектом из-за экономической или технической непродуманности.
Уже в течение 1-го семестра 2020/21 года мы должны сформулировать конкретный поэтапный план перемен и начать его апробацию.

Уважаемые преподаватели, студенты, просто неравнодушные люди. Очень надееемся, что коллективный разум даст нам много полезных советов и предложений, позволит избежать ошибок. Ждём Ваши мнения, вопросы, предложения, проекты на адрес pismo@mhpi.edu.ru

Related Posts

Leave a Reply